Как-то в одном из документальных фильмов о трилогии про неуловимых мстителей услышала «обвинения» в адрес Ксанки, что её образу не хватает женственности. Не могу с этим согласиться! Вот не могу!

Единственный эпизод, где она действительно ведёт себя чисто по-пацански, – тренировка с Яшкой в первом фильме. И такое поведение легко можно объяснить.
В фильме же изначально присутствовала целая сюжетная линия. Ксанка притворялась мальчишкой Стёпкой, поэтому ходила с короткой стрижкой и в мальчишеской одежде (видимо, Данькиной). А потом Яшка случайно увидел её купающейся в реке. Сцена впоследствии была вырезана цензурой, а с ней полетела и вся сюжетная линия. Для поклонников фильма известная история.
Если тренировка проходила до разоблачения (а так оно и было), то всё понятно. Ксанка старательно косила под мальчишку, и у неё это неплохо получалось. Её в этом эпизоде и впрямь можно принять за парнишку. Манеры пацанские и дерётся хорошо. Причём в этой сцене ей Валерка объяснял, что и как делать, обучал именно её. Что из этого следует? Что нифига она драться не умела, ну не было у девочки такой надобности до Гражданской войны и вынужденного партизанства. Вот Валерка и взялся за обучение, тем более, если в тот момент ещё был уверен, что учит мальчишку Стёпку. А мальчикам грех не уметь драться.


Во всех дальнейших сценах никакого пацанства в Ксанке уже нет. Женственности в ней гораздо больше мальчишества.
Ксанка, конечно, боевая, ловкая, хорошо стреляет и дерётся. Она смелая, отважная, отчаянная. А собственно что Ксанке оставалось делать, если ей приходилось партизанить, потом служить в Красной Армии и ЧК? В общем, ей присущи те качества, которыми обычно обладают подобные ей героини из книг и фильмов – этакие бой-девки.
При этом Ксанка по-женски добрая, понимающая, ласковая, нежная и заботливая. Взять хотя бы сцену, где она перевязывает раненого Яшку. И, кстати, здесь она прямо-таки по-женски себя ведёт: Яшка стреляет из пистолета, хочет выпендриться перед девушкой, показать, какой он, даже раненый, сильный и смелый, а она… только возмущается («Сиди, не шевелись!»). Типичное поведение типичной русской женщины.

Ну, и конечно, никуда не делась женская логика и девичья память (я про штабс-капитана Овечкина, которого наша героиня в поезде не узнала). А ещё она наивная как ребёнок (ведёт её поручик Перов, прикинувшись капитаном, по «Глории». Куда, зачем, с какой стати? Нет, верим, что всё в порядке).
Что интересно, в Ксанке все выше перечисленные вроде бы противоположные качества вполне гармонично сочетаются.

В этом отношении Ксанка очень напоминает другую известную героиню советского кинематографа – Шурочку Азарову из «Гусарской баллады». Обе девушки отважные, в боях не уступающие мужчинам. И обе с тонкой душой.
Хотя и между ними есть большая разница. Шурочка – девушка с характером, строптивая, артистичная, даже несколько эксцентричная, ей свойственен авантюризм. Кроме того, она вполне самостоятельна и постоянно стремиться быть на виду. Все эти качества вполне себе логичные составляющие образа боевой героини, большинство в книгах и фильмах именно такие.
Но неуловимой мстительнице эти качества не свойственны! Ксанка, наоборот, тихая, молчаливая, скромная, уступчивая, как будто пытается остаться в стороне. И ещё она просто до неприличия послушная.

Нет, серьёзно! Ксанка уж очень послушная. Во всяком случае, брату и друзьям она никогда ни в чём не перечит. Молча выполняет всё, что ей приказывают, не просят, а именно приказывают. «Ксанка, переоденься, в Збруевку пойдёшь…»; «Ксанка, сходи в будку»; «Ксанка, сбегай в электроузел. Живо!». Без вопросов, без пререканий. Хотя ситуации были такие, когда и пререкаться-то нечего было, но всё-таки… Ей же приказывают. Не спорила Ксанка даже с Яшкой на «Глории», когда они от Овечкина пытались сбежать. Вот на кой ей Яшка сказал прыгать в море? Что они там собрались делать? Логичнее было выбежать через дверь, и Яшка бы неизбитым остался. Но Ксанка всё равно послушалась.
Один-единственный раз в первом фильме Ксанка поспорила с Яшкой, когда он заявил, что не пустит её одну в Збруевку на разведку. Но тут ситуация такая – Данька же велел, авторитет брата непререкаем.

Кстати, когда мальчики принимали решение отправить в разведку Ксанку, все высказали своё мнение взглядами (к слову, идеальное совещание – 12 секунд и решение принято!). Но только у девочки никто не поинтересовался, что она на сей счёт думает. Не в том смысле, чтобы спрашивать, хочет она идти или нет. Надо, значит, надо! Но можно же было и её подключить к совещанию: вот такая проблема, что делать? В результате-то всё равно пришлось делать так, как Яшка предложил.

Вообще весь этот эпизод в лагере неуловимых (особенно при сочетании сотого просмотра и склонности к бредовым идеям) наглядно демонстрирует межполовые взаимоотношения в этой команде. Короче, тут самый что ни на есть патриархат, ни больше, ни меньше. И дело не в соотношении количества (3 к 1), а в качестве.
Ну, сами посудите, совещаются и принимают решение только мальчики, девочка в этом не участвует, не спорит, вообще молчит и даже не собирается встревать со своими идеями.

И вот же ещё какая символичность: мальчики на улице, девочка в шалаше (читай как мужчина большую часть времени должен проводить вне дома, а женщина, наоборот, должна сидеть дома и слушаться). С последним наблюдением я, наверное, палку перегнула. Но мысль такая мелькнула в голове, так что не могла не поделиться.


Ещё одно интересное наблюдение. В первом фильме, и только в первом, Ксанка никого не убивала. Ни в трактире (там она лишь угрожала пистолетом трактирщику Корнею), ни во время погони за каретой, ни в поезде. Может, ещё стрелять не умела? (Валерка в помощь! Машину водить, возможно, тоже он научил).
А может, это у режиссёра был такой замысел? Мол, женщина не может быть запятнанной кровью. В следующих фильмах Ксанка уже и стреляла, и убивала во всю. Поручик Перов от её пули погиб. Тут сюжет обязывал. Не могла же она отсиживаться, пока Яшка, Данька и Валерка в перестрелках участвовали.
Но ведь когда первый фильм снимали, никто ни о каких продолжениях не думал. Не имею права что-то утверждать за режиссёра, конечно. Но вот версия такая насчёт образа Ксанки появилась.

Заметила ещё, что во многих обсуждениях фильма, комментариях и даже фанфиках проскальзывали очень показательные фразы и моменты (не смогу привести, но, честное слово, встречала много раз). Суть всех их в том, что всё, что ни касается Ксанки, всё решается только через Даньку, он может ей что-то запрещать, старший брат как-никак. То есть у многих зрителей и поклонников фильма такой сложился образ Ксанки – девочки послушной, которая брату перечить не будет. Разве такой может быть пацанка?

В общем, какой вывод из всего выше написанного? Ксанка очень женственная. Просто это не сразу заметно за её мальчишеской одеждой в первых двух фильмах и боевыми способностями.
Ну, а то что, она ещё и очень красивая, расписывать не буду. Это только слепой не увидит.