Странную, однако, эволюцию прошёл Гнат Бурнаш на протяжении всей кинотрилогии о неуловимых мстителях.
В первом фильме он – главный антагонист (на пару с Сидором Лютым), главарь одной из «зелёных» банд, которую сам называет «вольной армией батьки Бурнаша». Армия у него, конечно, не такая, как у знаменитого Нестора Махно, заменой которому в фильме и стал Бурнаш, но тем не менее армия контролирует далеко не одну станицу. Збруевка – раз; станица, где располагается штаб атамана, – два. И вспомним ещё указ о поимке банды красных мстителей, который необходимо было «объявить по всем хуторам и станицам в течение двух суток». Вряд ли под «всеми» подразумеваются две деревеньки. Так что Бурнаш, так сказать, серьёзная шишка.
По политическим взглядам, если таковые у него были (в чём большие-пребольшие сомнения), Бурнаш анархист. Однако, больше похоже на то, что он просто пользуется хаосом Гражданской войны, чтобы безнаказанно грабить. Его пылкие речи о рождении нового мира в муках и обещания вернуть всё награбленное в десятикратном размере – просто показательные выступления, в правдивость которых не верят ни селяне, ни сами «бурнаши».

Во втором фильме атаман, впрочем, остаётся таким же, каким и был, но уже в других обстоятельствах. Его банда потерпела разгром от красных. И Бурнаш руководствуется принципом «враг моего врага – мой друг», посему помогает белым, дабы расквитаться со своими непосредственными врагами (малолетними красноармейцами). Определённая логика здесь есть.

А вот в третьем фильме Гната Бурнаша как подменили. Помните грозного атамана, держащего в страхе несколько деревень? Забудьте!
Теперь он спешит «делать политику» под руководством «шефа» – бывшего офицера Врангелевской армии. Самое странное, что Бурнаш единственный из «четверых отважных людей», кто действительно хочет украсть корону для липовых императоров. Во всяком случае, он так себя подаёт.
Нарышкин ввязался в эту авантюру, потому что, во-первых, у него мечта всей жизни стырить Большую императорскую корону, во-вторых, только так ему обеспечено возвращение на Родину. Кудасов – ради денег (его бывший адъютант, к слову, тоже). Овечкин – во имя прошлого. И только бывший «зелёный» атаман – ради… монархии? искренне подчиняясь указаниям «шефа»? С завидной активностью выполняет роль связного между заговорщиками, ревностно шифруется и т.п. И как будто ему это всё даже нравится.

Что ж… падение с лестницы в конце второго фильма не прошло даром.
Ну, или у него новый авторитет в лице штабс-капитана...

Неизменной осталась карикатурность образа Бурнаша. Сюда же можно включить и катание на запряжённом лошадьми автомобиле с личным шофёром, и незабвенное «шеф законсервирован».